Новосибирская государственная академия экономики и управления Сибирский государственный университет путей сообщения
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва—Новосибирск ИНФРА-М—НГАЭиУ 2000
Авторы: Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А., Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И., Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С.
Рецензенты: д-р психол. наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета В.Г. Леонтьев, д-р пед. наук, профессор Новосибирской государственной академии строительства Э.Г. Скибицкий, д-р пед. наук, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Н. В. Силкина.
В учебном пособии освещено три блока проблем: психология познавательных процессов (ощущение и восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика.
Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и межличностные отношения, а также помогут в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе, к личностному росту.
Для студентов высших учебных заведений.
© НГАЭиУ, 1998 © ИНФРА-М, 1998 серия основана в 1996 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ Глава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы
1. Педагогика как наука и практика
2. Что изучает психология?
3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики
Глава 2. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита
1. Психика и организм
2. Сознание и подсознание
3. Механизмы психологической защиты
РАЗДЕЛ II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Глава 1. Ощущение и восприятие
1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации
2. Ощущения: классификация, общие свойства
Основные характеристики чувствительности анализаторов
3. Восприятие, его виды и свойства
Свойства восприятия
Глава 2. Внимание
1. Общее представление о внимании. Теории внимания
2. Сосредоточенность и развитие внимания
Глава 3. Память
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти
2. Виды и особенности памяти
3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
Глава 4. Воображение
1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления
2. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции воображения
3. Воображение и мышление. Воображение и творчество
Глава 5. Мышление
1. Сущность мышления как познавательного процесса
2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
3. Речь как инструмент мышления и средство общения
РАЗДЕЛ III ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1. Личность
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"
2. Исследования личности: этапы, научные подходы
3. Структура личности. Социализация личности
Глава 2. Темперамент
1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента
2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность
Глава 3. Характер
1. Понятие о характере. Физиологические основы характера
2. Структура характера. Черты характера
3. Акцентуации характера
Глава 4. Способности
1.Понятие"способности". Структура и виды способностей
2. Природа человеческих способностей
3. Развитие способностей
Глава 5. Чувства и эмоции
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
3. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
Глава 6. Воля
1. Общее понятие о воле. Теории воли
2. Развитие воли у человека
РАЗДЕЛ IV ПЕДАГОГИКА Глава 1. Педагогика как теория обучения
1. Дидактика: понятие, основные функции
2. Принципы обучения
3. Методы обучения
Глава 2. Педагогика как теория воспитания
1. Общее представление о воспитании
2. Цели образования и воспитания
3. Средства и методы воспитания
Глава 3. Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия
1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации
2. Виды ситуационных отношений
3. Эмоционально-нравственное развитие личности
Глава 4. Нравственно-психологический образ педагога
1. Труд педагога: различные точки зрения
2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога
3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов
Глава 5. Семейное воспитание и семейная педагогика
1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы
2. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Дополнительная литература